Этика природопользования
курс лекций для студентов всех специальностей
автор Косых Павел Георгиевич


Глава 6. АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ КАК СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК


Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. 1975 г.


И пролил Господь на Содом и Гоморру
дождем, серу и огонь от Господа с неба.
Бытие, Гл. 19, ст. 24

Нас погубит некомпетентность.
Н.Ф. Реймерс


На протяжении всей истории человечества аварии и экологические катастрофы были неотъемлемой частью окружающей среды.
Согласно легенде, когда-то целый остров Атлантида ушел на дно океана. Существует также предание о городах Содоме и Гоморре, которые были уничтожены Богом за большие грехи их жителей. Известна и легенда о граде Китеже, что стоял на севере Европейской части России в дремучих лесах. Спасаясь от темных сил, город опустился на дно озера Светлояр со всеми своими жителями.
Человек своей хозяйственной деятельностью в большой степени провоцирует аварии и катастрофы. Более того, в них напрямую проявляется незрелость его общего социального сознания. Рассмотрим хотя бы один год из недалекого прошлого.
Волна крупномасштабных техногенных аварий и катастроф прокатилась в конце 1997 г. по всему миру, захватив и Россию. В 1997 г. на техногенные аварии приходилось более 70% от общего числа пострадавших в ЧС и 85% от числа погибших. По сравнению с 1996 г. количество пострадавших физически в этих видах чрезвычайных ситуаций возросло на 16%, а число погибших увеличилось на 6%. Материальный ущерб, нанесенный техногенными авариями, вырос в 1,4 раза.
Наиболее часто в 1997 г., как и в течение нескольких последних лет, возникали чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами (взрывами), на их долю приходится 42% от общего числа техногенных ЧС.
В декабре 1997 г. страну потрясла катастрофа в Иркутске, унесшая жизни 67 человек. Погибли не только пассажиры и члены экипажа, но и жители домов, на которые рухнул самолет. Одной из возможных причин аварии предположительно могло быть некондиционное топливо. Только халатностью и нарушением элементарных правил дорожного движения можно объяснить тот факт, что почти в два раза возросло число аварий на железнодорожных переездах, на 23% – на автомобильных дорогах. В 1997 г. отмечено увеличение количества ЧС на речном и морском транспорте на 30%.
Стабильно большим остается число ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, среди которых количество аварий на теплотрассах в зимний период (с учетом вторичных последствий, от техногенных и природных ЧС) увеличилось на 41% по сравнению с 1996 г. При этом доля пострадавших составила более 1/3 от числа всех пострадавших в техногенных видах ЧС. Резко возросло количество случаев обрушения зданий и сооружений – в 2,6 раза; из них жилых домов – в 2,5 раза. Число пострадавших при обрушении жилых домов увеличилось в 33 раза. На рис. 1 показана динамика аварий на теплотрассах начиная с 1992 г.


Рис. 1. Динамика аварий на теплотрассах

В последние годы тревожная ситуация сложилась на АЭС, атомных энергетических установках производственного и научно-исследовательского назначения. Результаты анализа ЧС в региональном разрезе показывают постоянный их рост год от года. По-прежнему наибольшее количество ЧС приходится на Центральный регион. На первом месте по количеству техногенных ЧС стоят Москва и Московская область, затем идут Красноярский край и Тюменская область. Несмотря на свертывание объемов производства во многих отраслях промышленности, эти регионы остаются наиболее опасными из-за насыщенности особо вредными производствами.
В мире происходит огромное количество аварий. По данным одной из фирм США, занимающейся мониторингом аварийных ситуаций, в 1997 г. зафиксировано 300 миллионов аварийных ситуаций. Ежегодный прирост аварий составляет примерно 12–14 млн.
По данным профессора А.В. Мишаева (МГСУ), в России 33000 взрывоопасных объектов и 47 из них взрываются в течение года.
Есть общие причины всех аварий и катастроф, независимо от их специфики. Эти причины актуальны всегда и сегодня (см. таблицу в конце главы). Природа их содержится в методиках создания объектов, точнее - в их несовершенствах и в человеческом факторе. С одной стороны, даже самая совершенная инструкция по эксплуатации может не выполняться, а с другой - все случаи жизни предусмотреть невозможно.
Рассмотрим конкретные ЧС в качестве примеров.

ВЗРЫВЫ

Зимой 1953 г., в период пусконаладочных работ на ТЭЦ-1 в г. Ангарске, произошел взрыв. В результате был разрушен торец здания (высота 40 м), разорван главный паропровод (температура перегретого пара – 650°, давление – 90 атмосфер). Погибло много людей. Но так как эта электростанция была в городе единственным источником тепла и электроэнергии, то его 30-тысячное население в 40-градусные морозы оказалось в катастрофическом положении. Взрыв не был диверсией, это была трагическая неожиданность для специалистов.
Работающая станция была демонтирована в Германии в счет репараций и снова построена в Восточной Сибири с полностью сохраненным технологическим циклом. С точки зрения классического подхода к строительству видимых нарушений не было. Как выяснилось, причина скрывалась в свойствах, присущих местным углям. В них было большое содержание летучей фракции, к этому прибавились плохо уплотненные пылепроводы. В котельном цехе образовалась взрывоопасная среда. При появлении открытого огня пыль воспламенилась – произошел взрыв.

ОБРУШЕНИЯ

Наиболее частые случаи обрушения кровли – это некачественное исполнение или нагрузка выше проектной. Мы рассмотрим случаи, когда формально все правильно, а катастрофа произошла.
Зимой 1951 г. произошло обрушение кровли ремонтно-механического завода в г. Ангарске. В 1962 г. в том же Ангарске произошло обрушение кровли вновь построенного цементного завода. Причина обрушения была одна и та же. Кровли обоих заводов были из металлоконструкций, произведенных в Германии из крупповской стали. Это не значит, что вся крупповская сталь плохая, в данном случае сталь была «кипящая», она становится хрупкой при температуре ниже -40°С. Теоретически все понятно, но проверить металл на хладостойкость и принять меры никто не удосужился.
Методика расчетов ответственных конструкций известна давно. Однако просто знать методику мало. Необходимо строго придерживаться методики проверки расчетов. Профессор, генерал-полковник А.Н. Комаровский вспоминает:
«Завершая рассказ о сооружении ускорителей, не могу не вспомнить об одной тяжелой аварии. Произошла она на строительстве синхрофазотрона Института теоретической и экспериментальной физики Академии наук СССР в Москве.
Во время укладки теплой кровли на уже готовом экспериментальном корпусе внезапно рухнуло вниз все перекрытие, сгибая верхние стойки стальных колонн и ломая смонтированные мостовые краны... Несколько суток специальная комиссия расследовала причины аварии. Однако ни журналы монтажных и строительных работ, ни акты поэлементной приемки конструкций, ни испытания качества металла не давали ответа. Наконец, по моему настоянию была проведена тщательная проверка всех расчетов стальных конструкций и здания в целом, выполненных специализированным проектным институтом.
При проверке обнаружилось, что молодой проектировщик, участвовавший в составлении рабочего проекта конструкций, подсчитав половинную вертикальную нагрузку на колонну, забыл потом умножить результат на два. Таким образом, колонны после укладки кровли получили двойную нагрузку против проектной. Верхние наиболее слабые части колонн, естественно, не выдержали этой перегрузки, согнулись, и все перекрытие рухнуло. Выяснилось и такое обстоятельство: если бы нагрузка была подсчитана правильно, то колонна была бы сконструирована из профилей тех же номеров, но с несколько большей толщиной стенок. Вот поэтому даже опытные инженеры, монтируя стальные конструкции корпуса, не смогли на глаз обнаружить ошибку.
Эта строительная авария была, пожалуй, самой тяжелой на протяжении всей моей строительной практики. И тогда, и сегодня, спустя много лет, вспоминая это тяжелое происшествие, я могу сделать только один вывод: проверять строго и повторно все расчеты статически ответственных элементов конструкций.
В 1974 г. на одном из объектов при подъеме 50-метрового купола через пять минут после начала подъема купол рухнул на землю и разрушился. Причина: ошибка при расчете специальной крановой стрелы. Вывод один – ответственные расчеты необходимо перепроверять. Опасно и пагубно экономить на контрольно-проверочных расчетах в проектных организациях».


РАСЧЕТ И СТИХИЯ

Если при оценке взаимосвязи плана строительства и природных явлений неправильно выбрана методология определения влияния природных факто-ров или действует принцип «на авось», то авария в определенном смысле «запрограммирована». В качестве такого примера можно привести аварию на Саяно-Шушенской ГЭС.
Вот как описывает этот случай один из очевидцев:
«События предпускового периода мелькали быстрее хроникального кинофильма. 14 декабря главный инженер управления строительства «Красноярскгэсстрой» К.К. Кузьмин доложил председателю Государственной комиссии А.А. Белякову о готовности гидроагрегата к постановке на холостые обороты. И академик тут же сделал запись в журнале: «Пуск разрешаю. На пятачке машинного зала не протиснуться. Не поймешь, кого больше: фотокорреспондентов или слесарей-монтажников. И всем надо к одной точке: колонке регулятора. Поворотом ее штурвала открывается путь Енисея к лопастям рабочего колеса. Пол машинного зала задрожал, когда огромная махина ротора начала свой бег. Есть первые обороты! Часы показывали пятнадцать часов одну минуту. Это был трудовой подарок приближающейся 110-й годовщине B.И. Ленина».
Однако в конце мая начали расти уровни в водохранилище. И хотя во Всесоюзном научно-исследовательском институте гидротехники имени Б.Е. Веденеева были проведены многочисленные испытания на модели и рассмотрено более пятидесяти вариантов пропуска половодья через водосбросную плотину, природа внесла свои коррективы, и трагедия оказалась неизбежной. Практика мирового гидростроительства таких примеров не знала. Стихия бесилась и кипела на водобое. Поток смыл многотонный кран, и он с грохотом полетел в кипящую воду. При протоке 6890 кубометров воды в секунду Енисей 23 мая прорвался в котлован, где работал первый гидроагрегат. Удержать стихию уже не было сил. Агрегат пришлось остановить и законсервировать. Все ценное оборудование было эвакуировано. Строителям не хватило нескольких дней, чтобы нарастить бетонную преграду. Тяжело смотреть, когда бессмысленно гибнут результаты труда тысяч людей.
В заключение хотел бы напомнить читателям, что на несколько лет раньше такие же обстоятельства сложились на строительстве Красноярской ГЭС. Благодаря мужеству высококвалифицированного строителя, блестящего организатора работ на строительстве Иркутской ГЭС и Красноярской ГЭС, дважды Героя Социалистического Труда А.Е. Бочкина катастрофа в период весеннего паводка, который грозил прорваться в котлован, была предотвращена.
Я позволю себе сказанное проиллюстрировать одним из ярких примеров безответственного отношения к принимаемым решениям. В 1947 г. в г. Иркутске по решению Совета Министров СССР Академией наук была проведена конференция по изучению производительных сил Иркутской области. Конференция констатировала «картину сырьевых ресурсов, которые по запасам, качеству и благоприятному сочетанию выделяют Иркутскую область как одну из богатейших «кладовых» Сибири».
Уже в решении конференции региону было дано определение «кладовая». К сожалению, этот подход доминировал десятки лет. Природа же Сибири – не «кладовая», а чрезвычайно сложный и очень ранимый ареал, который подвергается агрессивной экспансии современного научно-технического прогресса. В результате через 50 лет река Ангара, эта единственная судоходная река в мире, где чистейшая байкальская вода сохраняла биоценоз миллионы лет (по современному руслу Ангара течет как минимум 10 млн лет), сегодня считается особо загрязненной (рис. 2).
Возникшие за последние 50 лет в Иркутской области города (такие, как Ангарск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Зима) относятся к категории городов, в которых жить людям наиболее опасно. В эту же категорию городов попал и Иркутск, который просуществовал 300 лет как город благополучный для жизни. Природа Иркутской области (особенно озеро Байкал) сегодня вопиет о защите.


Рис. 2. Бассейн р. Ангары. Источники поступления диоксинов.



Сегодня много говорят о прогрессе, однако стоит задуматься, что означает прогресс. Что он дал человечеству? И вообще, можно ли это явление в развитии человечества на Земле называть прогрессом?
Только в XX в. были развязаны две мировых кровопролитных и разрушительных войны. Экологические и экономические потери от этих планетарных катастроф до сих пор полностью еще не оценены. И мы еще не раз будем свидетелями последствий этих катастроф, примеров коллективного безрассудства, от начала и до конца задуманных и осуществленных конкретными людьми. Людьми, которые, казалось бы, должны были воспользоваться достижениями научно-технического прогресса в интересах общего благополучия. На практике же мы видим, что сам по себе прогресс не делает человека более счастливым.
К сожалению, мы все более и более становимся рабами наших технических улучшений. Процесс необратим, и нет возможности и необходимости возвращаться к ведению натурального хозяйства. Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя. Мы не в состоянии больше жить в деформированной нами же природной среде. Прогресс создает не только новые возможности для будущего, но и новые ограничения. Но, к сожалению, эти ограничения не становятся факторами жизнедеятельности. На первом плане потребительская доминанта.
Я бы хотел вернуться назад и напомнить еще раз, что для технического прогресса наших дней характерны невиданные темпы. С 1963 по 1973 г. появилось изобретений и открытий больше, чем за предыдущие 2000 лет. Лишь в процессе космических исследований было разработано 12 тысяч новых изделий и технологий, которых не существовало еще 10 лет назад.
Так что же такое - прогресс?
На вопрос Фауста: «Ты кто?» Мефистофель ответил: «Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Я бы сказал, что современный научно-технический прогресс – это часть той силы, которая всегда хочет добра, но порождает зло.
Прежде всего технический прогресс все больше и больше отрывает человека от первозданной природы и имеет военную ориентацию. Именно эти обстоятельства в XX в. выплеснулись двумя мировыми войнами и обусловливают другие кровопролитные кризисы социума. Из обихода людей уходит главный гарант устойчивости системы «человек–природа–общество» – принцип не навреди. Более того, генеральные штабы всех государств изощряются в соревновании по причинению предполагаемому противнику максимального вреда.
Приведенные особенности бытия прежде всего свидетельствуют о том, что человечество, если оно хочет жить в среде живой природы, должно коренным образом изменить свое отношение к самому себе и к среде обитания.
Пришло время понять, что люди разных национальностей, религиозных конфессий, разных культур являются равноправными субъектами права наравне с природными объектами – Воздухом, Водой, Лесом, Почвой, Животным миром. Только на такой правовой основе может успешно развиваться государственность любой страны, устремленной в будущее.
Не навреди – это императив устойчивого развития современной цивилизации. Другого, к сожалению, не дано. Современный глобальный кризис свидетельствует об этом.
В своей книге «Кибернетика и общество» Норберт Винер заметил: «Простая вера в прогресс является убеждением не силы, а покорности и, следовательно, слабости». Развивая эту мысль (оценки), следует говорить уже не о покорности, а о нравственно-духовном порабощении.
Нет никакого сомнения: чтобы очиститься от шелухи заблуждений «современного прогресса», необходимо изменить свое самосознание. И начинать такие изменения логично с образования и просвещения. Их архитектурным каркасом должна стать идея целостности Мироздания и ответственности человека в нем. Чтобы не проявлять слабость перед так называемым прогрессом, необходимо поднять на новую ступень экологическое и гуманитарное образование, в первую очередь лиц, находящихся у рычагов управления государственной системой.
Вопреки бытующим мнениям, объединение человечества будет происходить не по политическим сценариям (социализм–капитализм) и даже не на объективно действующей экономической платформе. Реалии указывают, что угроза существованию человечества как виду живой материи исходит прежде всего от бурно и радикально изменяющейся среды обитания, от деградации ее нравственно-духовной составляющей, обусловленных сложившимися стандартами государственности. Инструментом предотвращения негативных тенденций этого процесса объективно должна стать структура получения оценок состояния и воздействия на окружающую среду (ОВОС) в планетарных масштабах. Видимо, это и будет в будущем безграничным полем деятельности для ООН и объединяющим государственным институтом для всех стран мира! Только имея адекватную информацию о параметрах состояния системы «человек–общество–природа», можно надеяться на выработку и тактики, и стратегии выживания человека на Земле.
Пример тому трагедия Чернобыльской АЭС, которой мы посвятим отдельную главу.


Главная
1. Этический аспект
2. Научный аспект
3. Вода (Байкал – Ангара)
4. Электрическая энергия: благо и опасность
5. Роль нормативных документов в жизни индивидуума
6. Аварии и катастрофы как система методологических ошибок
7. Чернобыль. Могло ли не быть катастрофы?
8. Город как среда обитания
9. Феномен строительства
10. Работа с проектом
11. С думой о потомках
12. Менеджмент, или текущий экономический аспект
13. Конверсия космонавтики для задач экологии и устойчивого развития
14. Куда несет судьба Россию и мир?
15. Почему не идут реформы в России?
16. Природопользование и институциональная экономика
Hosted by uCoz