Этика природопользования
Глава 9. ФЕНОМЕН СТРОИТЕЛЬСТВА. СТРОИТЕЛЬСТВО КАК МИРОПОНИМАНИЕ.
Бытие. Гл. 1, ст. 1 Архитектура – среда, в которой человечество существует, которая противостоит природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создает, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство, как улитка раковину – иногда жемчужную. Разница только в том, что у раковины жемчужина – результат болезни, а подлинная архитектура – результат здоровья и огромной созидательной силы человечества. А.К. Буров С поразительной последовательностью повторяются взрывы, обрушения зданий, загрязнение леса даже вокруг садовых участков. Неряшливость и грязь стали спутниками нашего обитания. Страшна даже не эта хроническая бесконечная грязь. Страшно то, что мы к ней привыкли. И от этого нет другого спасения, кроме как очень строго посмотреть на дела своих рук. Привычка жить в грязи не менее заразительна, чем другие вредные привычки. Мы привыкли к давке в автобусах, к изнурительному ожиданию в очередях, к протекающим крышам, к грубости, изуродованным фасадам и плохим дорогам. Среди всего этого растут наши дети. Они в изумлении смотрят на нас. А потом и они тоже привыкают к этому. Привычка к неряшливой жизни порождала и неряшливую работу. Можно приводить бесконечное количество примеров, как в мировой практике, так и в нашей стране, когда в результате безответственного отношения к окружающей среде во время строительства наносился и наносится непоправимый вред природе. Однако это совсем не значит, что нельзя и не нужно строить. Наоборот, живая природа вообще не может существовать без процесса строительства как неотъемлемого и естественного свойства живого существа. При этом живые организмы строят весьма рационально и никогда во вред окружающей среде. Прекрасные строители барсуки и бобры, птицы и пчелы и, наконец, полипы-кораллы. Вы не найдете примера, когда бы живые организмы при строительстве нанесли окружающей природе непоправимый урон. Если же такая тенденция появляется, то эти животные погибают. Гибель – плата за нарушение гармонии в живой и неживой природе. Другое дело – человек! В представлении древних о возникновении мира, видимо доминировал «Акт Творения». В мир изначально были внесены начала порядка и гармонии. Мир для древних был благоукрашен, но не персонализирован. Древний человек не выделял себя из окружающей среды обитания. Не претендовал на подчинение окружающего его мира интересам личности. Величайшее многообразие форм проявления воли человека в период цивилизации и значительное приумножение степеней открытости и свободы, данных ему, привели к мнимому превосходству человека в этом мире. Здесь, возможно, и кроется причина непрестанно возникающих злоупотреблений новыми обширными возможностями, которые открываются человеку. Только обращение к первоисточнику всякой жизни и осознание в себе подлинной меры ответственности за обретенную свободу способны сохранить родной дом человечества – Землю и ее обитателей, победить опасность, приближающуюся все ближе и все страшнее уязвляющую самую сердцевину жизни. Человек – венец творения – должен вспомнить наконец, что сама жизнь его – дар, который надо хранить. Как говорится в Священном Писании, Господь заповедовал человеку блюсти дивную красоту и гармонию бытия. Одним из глубоко ошибочных тезисов, доминирующих много лет в программных документах нашей страны, был тезис: «Максимальное удовлетворение всевозрастающих потребностей народа». Это же «беспредел», это – «наркотик», это – классика разорения (вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке). Стремление к «максимальности нарушения гармонии» рано или поздно приведет к гибели. А гармония должна быть во всем, тем более она важна при проведении строительных работ, особенно если это капитальное строительство. Мое детство прошло в сибирской тайге в Прибайкалье. С самого раннего возраста я был окружен людьми, которые уважительно, я бы сказал, трепетно относились к окружающей природе, особенно в этом отношении выделялись охотники-промысловики. Вопрос о том, как развести костер и как погасить его, когда огонь не нужен, всегда являлся предметом внимательного отношения каждого члена сообщества и подвергался контролю со стороны старших. Пожар в тайге – это смертельно опасно, это страшное бедствие. Выстрелить в утку или тетерку, когда они с выводком, стрелять в молодняк, когда он еще «не стал на крыло», убить молодого олененка, козленка или стрелять в беременную лосиху – все эти поступки считались несовместимыми с промыслом и вообще с пребыванием в тайге. Человек, преступивший эти неписаные законы, должен был тотчас уходить подобру-поздорову. Тайга и ее обитатели, в том числе и люди, такого человека в свое сообщество не примут, а один человек с агрессивными намерениями в тайге не выживет, хотя тайга может и прокормить и обогреть. Люди, живущие за счет таежного промысла (в том числе озерного и речного), выработали к окружающей и кормящей их среде весьма почтительное, я бы сказал, религиозное отношение. Старики учили меня: если берешь у природы, то возьми минимум, то есть то, что необходимо, но не навреди! Эти несколько строк я посвятил вызывающей у меня почтение и поклонение ее Величеству сибирской тайге, которая и накормит, и обогреет, и защитит от врагов, если к ней относиться с уважением, и уничтожит, если человек перейдет границы дозволенного. Но сегодня речь пойдет о том, как при помощи технических приемов уменьшить тот беспредел, что позволяет себе человек во имя иллюзорных задач. Я стал профессиональным строителем и отдал этой любимой мной деятельности более пятидесяти лет трудовой жизни. Мне довелось участвовать в строительстве грандиозных и во многом уникальных промышленных и военно-промышленных комплексов, а промкомплексы – это вновь построенные города и умирающие деревни, это леса, озера, реки, в том числе такие, как Байкал, Ангара, Енисей, Амур, Обь, Волга, и регионы от Камчатки, Якутии, Приморья, до Средней Азии, Урала и Поволжья, а также несколько уникальных объектов в Москве и Подмосковье. Так что и география, и тематика дают некоторое право рассуждать об экологических проблемах, неизбежно возникающих при строительстве, потому что любой вид строительства – это вторжение в окружающую среду и наиболее агрессивное, я бы сказал, беспощадное, это так называемое капитальное строительство. Человечество сегодня платит высокую цену за то, что пренебрежительно относилось и относится к одному из фундаментальных законов природы, каким является феномен строительства. И, может быть, это наиболее общее, всеобъемлющее явление, отражающее более глубокие закономерности, чем, допустим, закон всемирного тяготения или закон инерции. Это только частные проявления закономерностей в природе. А вот феномен строительства – это явление всеобъемлющее, явление – творение. Все, что произошло в обозримой Вселенной отмечено феноменом строительства – творения. Что такое формирование звездных систем, галактик или перестройка атомного ядра? Сам факт радиоактивного распада не что иное, как процесс строительства – создание одного элемента из другого. Или в химических взаимодействиях, в процессе всевозможных реакций, когда из одних веществ образуются другие вещества. И, обратите внимание, всегда это происходит с поглощением или выделением энергии. Любое строительство всегда предполагает некоего посредника в виде энергии, когда с его помощью из одних компонентов образуются другие. При свершении факта творения расход энергии не превышает некоторой оптимально допустимой величины, планки-ограничения. При нарушении этой закономерности наступает локальная катастрофа. И феномен строительства-творения превращается в диаметрально противоположное явление – в разрушение. Однако и разрушение, само собой, в своей внутренней сущности - это факт творения, факт строительства нечто нового, которое возникло в результате факта разрушения. Приходится только сожалеть, что люди не извлекли урока из библейской истории со строительством Вавилонской башни. И в далекие исторические времена человечество позволило себе попытаться превратить феномен строительства в служебную дисциплину, так же как, например, астрономию или медицину. Человечество, не осознавая глубинного значения феномена строительства, стало использовать это явление как некий инструментарий для достижения амбициозных и корпоративных целей. Как пример можно привести египетские пирамиды – гигантские гробницы древнеегипетских фараонов, построенные в III–II тысячелетии до нашей эры. Это документальное и вещественное свидетельство того, что человек использовал феномен строительства не для того, чтобы обеспечить себе жизнь, а как утверждение ничем не оправданных амбиций одного индивидуума или группы людей. С ростом технических возможностей человечество окончательно утратило чувство меры. Я специально повторяю: природа устроена так, что живое существо не может не строить. Само существование живого организма обусловлено необходимостью строить. Строится клетка за счет окружающей среды. Строят полипы-кораллы, прекрасные и изумительные строители осы, пчелы. Строят гнезда птицы. Инженерные сооружения создают бобры, муравьи. Каждое живое существо обустраивает свою жизнь, в том числе и при помощи строительства. Но у всех этих строителей наблюдается тот же подход, чему меня учили старики-охотники – не навреди, бери от окружающей тебя среды только необходимый минимум, то есть не вступай в антагонистические отно-шения со средой, иначе она тебя уничтожит. Как я упоминал выше, мировая практика строительства давно уже стала пренебрегать принципом не навреди. Когда производительные силы возросли до сегодняшнего «могущества», то возгордившийся человек довел свои амбиции до безумных проектов, вроде поворота рек, создания гигантских плотин, бесконтрольного использования подземных богатств (все это – в стремлении получить дешевые источники энергии для удовлетворения военных амбиций и безостановочного удовлетворения непомерно и неоправданно возрастающих материальных потребностей). Все эти так называемые преобразования в эпоху индустриальной цивилизации идут через капитальное строительство. Капитальное строительство – это тот механизм, который приведет человечество к гибели или создаст оптимально необходимые условия для жизни благополучного человечества. Вопрос о реализации идей устойчивого развития не может серьезно рассматриваться без систематизированного всеобъемлющего экологического образования, которое прежде всего должно формировать экологическое мировоззрение. Продекларированная государством концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также постановление Правительства Российской Федерации № 155 от 19.02.96, которым утвержден план действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, грешит одной бедой – обилием задач и невыполнимостью. И все же в этом плане, на мой взгляд, вторым пунктом должен быть пункт – «Федеральная целевая программа «Экологическое образование», а не девятым, как он оказался в плане. Я уверен, что нет инженерной экологии, медицинской экологии, сельскохозяйственной экологии, есть вообще экология как понятие, как отношение человека к окружающей среде. Это мировоззрение! И поэтому любое образование должно быть пронизано экологическими понятиями. Понятиями сохранения твоего дома. Понятиями сохранения среды обитания. Сейчас на гребне моды очень часто употребляют слово «экология», хотя практически это техника безопасности. Я не против техники безопасности, даже, наоборот, искренний ее сторонник, зная на практике, что почти каждое положение, параграф, строка правил техники безопасности написаны кровью, но все же техника безопасности – это только часть экологической проблемы. Я абсолютно согласен с высказываниями Н.Ф. Реймерса в книге «Экологизация» о том, что «экологами стали все, следовательно, никто. Буйно расцветает экологическая профанация. Разумные научные подходы нередко подменяются безумными в своей основе технократическими идеями». Это было написано в 1992 г. С тех пор вышло огромное количество статей, монографий, и, конечно, есть достойные («Православие и экология», 1997 г., «Экологическая педагогика и психология», 1996 г. и др.). Создан Международный независимый эколого-политологический университет. Создан и действует экологический центр при МГУ, в Государственном университете управления организована кафедра управления экологической безопасностью, в МГСУ реализуется концепция экологического образования. Однако очень мало конкретных прикладных дисциплин в области ключевых аспектов деятельности человека. Мной разработана программа и курс лекций по теме «Прикладная экология», где, как мне представляется, удалось нащупать некий инструментарий радикального изменения подхода к переподготовке руководящих кадров страны, в том числе, и в первую очередь, высшего звена управленцев нашего государства. 6 декабря 1997 г. в Госстрое России состоялся научно-технический совет с моим докладом: «Экология и некоторые вопросы антропогенного воздействия на биосферу». В обсуждении доклада приняли ученые МГУ, МНЭПУ, МГСУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др. НТС одобрил предложенную мной концепцию как потенциальную часть общего предполагаемого учебного пособия, которое могло бы в значительной мере упорядочить разные подходы к проблеме экологического образования в высшей школе. А предлагаемая мной новация могла бы стать стартовой составной частью общей программы экологического образования населения. Пока на этом этапе и прекратилось мое взаимодействие с Госстроем РФ. Я попытаюсь остановиться на некоторых общих вопросах ведения капитального строительства с наименьшими экологическими и, как следствие, в долгосрочном плане с наименьшими экономическими потерями. Менеджмент – управленческие решения вообще и особенно в строительстве всегда окрашены в экологические цвета. Управленческие решения в капитальном строительстве всегда несут значительную экологическую нагрузку. Одним из важнейших факторов, с точки зрения экологических и экономических критериев, являются оптимальные условия для принятия решения о начале строительства. Это – обоснование строительства, способ строительства и качество исполнения строительства. Триединая задача должна быть решена в равной степени на максимально высоком научно-техническом и экологическом уровнях. В большинстве случаев мировой практики время, затрачиваемое на создание объекта, распределяется примерно так: 60% баланса времени затрачивается на обоснование и изыскательские работы, а оставшиеся 40% – на рабочее проектирование и собственно строительство. При этом очень много времени уходит на согласование с экологическими службами. В нашей стране, к сожалению, вопрос об охране окружающей среды при строительстве длительное время практически не учитывался. Должностные лица, которые принимали решения о природопользовании, за результаты этих решений ответственности практически не несли. Особенно, когда решение принималось коллективным органом, например постановлением Совета Ми-нистров (к сожалению, эта картина наблюдается и поныне). В других же странах, например в Дании, годовой бюджет страны не принимается без заключения экологической экспертизы. С другой стороны, в США 85% всех проектов природопользования проходят через суд, и в этом нет ничего удивительного: природные ресурсы, даже если они принадлежат частному лицу, все равно являются общественным достоянием, и всегда найдется человек, который понесет ущерб от того, что его сосед вырубил лес на собственном участке или загрязнил протекающий через этот участок ручей. Для того чтобы при строительстве не нанести большого вреда или вообще не нанести вреда, а в идеальном случае создать условия для развития положительных тенденций в окружающей среде, необходимо решить как минимум триединую задачу: зачем? что? как? Во-первых, глубокое обоснование в необходимости создания рукотворного объекта именно сейчас, именно здесь и в такие-то сроки. Обоснование должно дать ответ, что после строительства хуже не будет. Во-вторых, необходимо высокое качество проектно-изыскательских работ, независимая экспертиза проектной организации должна быть проведена в обязательном порядке. Экспертиза готового проекта также необходима во всех случаях. И, наконец, в-третьих, высококвалифицированное исполнение проекта. Я бы хотел на этом вопросе остановиться более подробно, хотя и первые два, без сомнения, требуют более детального рассмотрения, но за неимением такой возможности отсылаю заинтересованного читателя к моей брошюре «Некоторые вопросы экологии и техногенной опасности при строительстве», вышедшей в Изд-ве МНЭПУ в Москве в 1998 г. Мы из истории знаем великих математиков, великих художников, великих архитекторов, но мы практически совсем не знаем исполнителей проектов, организаторов строительного производства. И это потому, что двух одинаковых «строек» не бывает даже в том случае, когда строят по одному и тому же типовому проекту. Потому что на плечи начальника строительства ложится черновая, весьма неблагодарная работа – ежечасно, круглосуточно решать огромное количество вопросов, которые ставит внутренняя динамика любого строительства. Трудно грамотно начать строительство, но еще труднее его поддерживать в необходимом темпе. На каждого руководителя строительства ложится огромная ответственность за создание такой строительной площадки и организацию такого строительного процесса, чтобы нанести минимальный ущерб окружающей среде, которая в буквальном смысле окружает строительную площадку и пассивно втянута в строительный процесс. Мне приходилось присутствовать при строительстве объекта, который занимал один гектар, но вокруг выводились из естественного состояния огромные площади в сотни, а иногда и в тысячи гектар. С другой стороны, были случаи, когда возводился объект, а окружающая среда, первозданная природа только выигрывала. Именно поэтому организация строительной площадки является тем полигоном, где будут испытываться на жизнеспособность и экологическую грамотность даже самые прекрасные замыслы и блестящие проектные решения. Из этого следует, что необходима организация обязательного и глубокого экологического образования для менеджеров-руководителей любого уровня, прежде всего администраторов губерний, городов, районов, которые должны грамотно противостоять экологически опасным методам строительства. Так уж в жизни устроено, что, как только человек садится в кресло администратора, он начинает что-нибудь строить: себе дачу или трансконтинентальную железную дорогу. И если заказчик, проектировщик или строитель экологически недостаточно грамотен, экологические потери можно считать запрограммированными. Эти потери могут быть невосполнимы в обозримом будущем. Все зависит от масштаба. Именно поэтому я считаю, что знания в области строительства и экологии необходимы каждому образованному человеку. Из-за сиюминутной выгоды, в силу инерции и определенной корпоративной консервативности часто, к сожалению, продолжают проектировать и строить, руководствуясь принципом «После нас – хоть потоп!». Убедиться в этом несложно, побывав на любой строительной площадке. Так что экология в строительстве – это один из очень важных факторов устойчивого развития, а образованность населения в этой области та ключевая задача, которую необходимо решать как можно скорее. В заключение хочу обратить внимание читателя на то, что в мире происходит огромное количество аварий. По данным одной из фирм США, которая занимается мониторингом аварийных ситуаций: на 1997 г., в банке данных уже 300 млн. зафиксированных аварийных ситуаций. Притом прирост примерно 12–14 млн. аварий ежегодно. Исходя из моего производственного опыта, думаю, что немалая доля аварий и экокатастроф является следствием системы методологических ошибок, которые можно грубо разделить на три подсистемы: взрывы, обрушения и экокатастрофы, связанные с природными условиями, но спровоцированные некомпетентной человеческой деятельностью и, в частности, строительством. Эти вопросы частично будут рассмотрены в следующей главе. Посвящение мостостроителям, которые во время Великой Отечественной войны при отступлении взрывали мосты, которые до этого строили, а потом, при наступлении, снова восстанавливали.
Главная 1. Этический аспект 2. Научный аспект 3. Вода (Байкал – Ангара) 4. Электрическая энергия: благо и опасность 5. Роль нормативных документов в жизни индивидуума 6. Аварии и катастрофы как система методологических ошибок 7. Чернобыль. Могло ли не быть катастрофы? 8. Город как среда обитания 9. Феномен строительства 10. Работа с проектом 11. С думой о потомках 12. Менеджмент, или текущий экономический аспект 13. Конверсия космонавтики для задач экологии и устойчивого развития 14. Куда несет судьба Россию и мир? 15. Почему не идут реформы в России? 16. Природопользование и институциональная экономика |