Этика природопользования
ВВЕДЕНИЕ
исходящим из уст Господа, живет человек. Второзаконие. Гл. 8, ст. 3 Курс «Этика природопользования и институциональная экономика» является межфакультетским и призван содействовать общему пониманию причин экологических бед, с которыми столкнулось человечество, а также пониманию глобальности и целостности картины разворачивающегося на Земле общего социального эколого-экономического кризиса, помочь учащемуся ориентироваться в текущих эколого-философских представлениях практики жизни. Понятие «антропогенное воздействие» отражает не только результаты усилий человека по физическому выживанию, но и накапливающийся эффект от всевозможных нарушений им законов общежития в среде обитания, законов, отражающих духовную компоненту мироздания. К сожалению, наука, изначальная задача которой указывать пути развития социума по этим законам, с ней не справляется. Чаще за листьями наука не видит ни деревьев, ни леса. Одна из причин этого – продолжающееся дробление и разобщение процесса познания на отдельные дисциплины. Целостность представления Бытия – необходимое условие уяснения сути причин возникающих кризисных проблем и их взаимосвязи с другими наблюдаемыми явлениями и процессами. Только на основе понимания места частного в целом можно надеяться на эффективный поиск способов ограничения негативного антропогенного воздействия на биосферу. Сегодня мы уже не имеем права рассматривать мир только с точки зрения материалистических догматов, построенных на достижениях современной науки. Уровень этих достижений по многим фундаментальным проблемам не позволяет ответить на ключевые вопросы Бытия – Зачем? Как? и Почему именно так, а не иначе? Такое положение в первую очередь обусловлено аксиоматическими ограничениями науки и логикой ее методологии познания. Так, современная наука не в состоянии дать приемлемую трактовку ключевого вопроса жизнепонимания – как возникло, как образовалось мироздание, данное нам в ощущениях, и какова роль в нем человека? Однако сейчас очевидно, что помимо материальной составляющей мироздания можно предположить некую духовную компоненту и рассматривать мир не монополярным, а биполярным. Не исключено, что обе части равнозначны, и вполне может быть, что духовная составляющая домини-рует над материальной. Но такие представления как основа решения в современных, государственных задачах жизнеобеспечения отсутствуют. Этому способствует ведомственная разобщенность науки и практики. В научном лексиконе все время появляются и исчезают некие новые термины. Сегодня это коэволюция, биофилософия, биософия, разнообразные «экологии» и т.д. Эти поиски можно связать с этико-философской доктриной, обусловленной идеей благоговения перед жизнью, выдвинутой А. Швейцером. К сожалению, устремления такого рода не выходят за рамки приложений к отдельным дисциплинам или заканчиваются чисто теоретическими абстракциями, в лучшем случае, тезисом о необходимости союза науки и религии. Начинаются же теории явно и неявно из предположения о Большом Взрыве, с которого все и началось. Реалии свидетельствуют, что быть основой решения текущих задач Бытия такие научные конструкции пока не в состоянии. Работа «Этика природопользования и институциональная экономика» в сложившейся кризисной обстановке рассматривает этико-философские составляющие современного эколого-ориентированного мировоззрения в контексте: человек–наука–практика. Сегодня, по мере прояснения общей картины современных проблем, стоящих перед человечеством, на первое место выступают этическо-нравственные, правовые и юридические аспекты Бытия, отражающие больше мировоззренческие, а не социальные и экономические нормативы. Практическое воплощение такого смещения акцентов открывает пути и вселяет надежду на приостановление негативного, антропогенного воздействия на биосферу, что будет способствовать главной цели – достижению сбалансированного развития человечества, гармонизации системы «природа–человек–общество». В плане становления профессионального мировоззрения студента предлагаемая дисциплина призвана формировать представление о единстве живой и неживой природы. Основой такого мировоззрения является понимание ценности всего живого, невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Этот архитектурный каркас должен стать основой решения многих задач жизнеобеспечения и природопользования. В первую очередь необходимы коррекция прав и обязанностей человека перед природой, перед самим собой, перед ближним, глубокое осознание им ответственности за все живое и неживое, попадающее в сферу его деятельности, осознание исключительности человеческого интеллекта, который обязан разумно овладевать любой ситуацией, и особой ответственности лиц, принимающих управленческие решения в системе природа–человек–общество. Нельзя забывать, что любое управленческое решение всегда несет значительную экологическую, этическую и экономическую нагрузку. Нужно уметь выделять главное в принимаемых решениях, следуя базовому императиву не навреди. Настоящий курс, его методология, наряду с исторически сложившимся научно-теоретическим подходом, отражает личный, более чем пятидесятилетний опыт автора – строителя крупнейших военных, промышленных и гражданских объектов, человека, прошедшего по всем ступеням должностей от самых начал до самых верхов строительной отрасли. Это опыт, приведший к пониманию того, что строительство – это не только созидание и разрушение, но и философия Бытия. Курс ориентирован также и на личный опыт учащихся как неотъемлемую часть процесса познания. Обучение предполагается вести на задачах получения этико-экологических оценок параметров состояния системы человек–наука–практика. На основе таких оценок планируется поиск прикладных решений по уменьшению или исключению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Такое решение задач с использованием имеющихся методик ОВОС, в контексте трансграничных переносов – это то поле, на котором видится процесс созревания экологического мировоззрения, адекватного реалиям и устремлениям в будущее в системе природа–человек–общество. Мало согласиться с тем, что сказанное в эпиграфе верно. Но как Слову Бога найти путь к Человеку? А последнему разобраться, какие слова из сегодняшнего многословия идут от заблуждений, какие он может считать своими, а какие от Бога? Проблема запутанная: еще древние мудрецы предостерегали – в печатном слове поселился «дьявол»! Как выбраться из его сетей и не попасть в новые? Но на то и дана человеку свободная воля выбора. Прежде всего человек сам должен, даже обязан определить свое место в Мироздании. А это значит, что душа должна неустанно трудиться. Именно неустанно, именно трудиться, ведь только труд души может сделать человека одухотворенным, а значит, счастливым! В добрый путь! Стучащему да отворится! … Можно предсказать, что если мы идем к человеческой эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о Человеке – познающий человек заметит, наконец, что Человек как «предмет познания» - это ключ ко всей науке о природе (Тейяр де Шарден. Феномен Человека). В нашем Земном Мире очевидна реальность: чем меньше Бога в человеке, тем меньше человека в человеке (Преподобный Иустин, 30 годы XX века. Философские пропасти). П.Г. Косых
ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема взаимосвязи в системе человек–общество-природа в настоящее время больше, чем актуальна.Появление среди большого количества печатной продукции на эту тему книги П.Г. Косых, в которой отражено миропонимание автором этой проблемы, весьма важно. Позволительно сказать - это явление в области этико-эколого-экономической науки и практики. Прежде всего уже во введении поставлен вопрос о биполярности мироздания, где этические, моральные и духовные ценности рассматриваются как объективная реальность на одном уровне с материальным миром. И делается попытка доказать, что морально-этическая составляющая доминирует или обязана доминировать над материальной составляющей бытия. В работах подобного рода эта, без сомнения, новация найдет свое продолжение как в светской, так и в богословской литературе. Курс лекций «Этика природопользования и институциональная экономика» пронизан озабоченностью автора влиянием антропогенного, разрушительного воздействия на биосферу, что в конечном счете оборачивается разрушением этико-духовных качеств человека. Чем безжалостней эксплуатирует человек окружающий мир для достижения ничем не ограниченных потребительских интересов, тем интенсивней нарастает разрушение этико-духовных качеств человека, позволяющих жить в мире с окружающей средой, а также находить свое место среди людей. Особое значение автор придает феномену строительства - как одному из наиболее общих законов мироздания, строительства, как сотворчества с природой и Богом. П.Г. Косых предполагает, что любые отклонения от сотворчества с природой в области строительства, неважно, малое оно или большое, неотвратимо ведут к расплате в виде всевозможных критических ситуаций - взрывов, обрушений, пожаров и т.п., спровоцированных антропогенным воздействием на среду. Автор не оставил в стороне и экономические аспекты современности, где рассматриваются этико-экологические последствия нынешней экономической системы мира как тупиковые. Он отдает должное тому, что экономические процессы объективны и любая политизация объяснения экономических ситуаций в той или другой стране или в целом в мире неотвратимо ведет к доминированию групповых интересов и создает напряженную или критическую ситуацию в социуме. Именно поэтому сделана попытка обозначить некоторые пути в преодолении надвигающегося глобального кризиса как суда за содеянное. Автор видит, что решение как частных, так и глобальных проблем экономики лежит не в плоскости новых научно-технических достижений или в технологических прорывах, а в плоскости моральных, этических и юридических аспектов. Каков моральный облик человека, такова будет и экономическая картина мира. В лекциях с особой отчетливостью рассмотрены вопросы современной фундаментальной экономической аксиоматики, которая сложилась в Средние века и доминирует в практической деятельности современной экономической реальности как проявление непрерывных критических ситуаций, в лучших случаях таких, как инфляция, дефолт, а в крайних случаях - как ведение открытых военных действий. Остановить сползание к экономико-экологическому кризису, по мнению автора, возможно только при изменении базовых определений аксиом в современной научной терминологии, которая априори стояла бы на защите окружающей среды и не позволила бы разрушать окружающую нас среду и самого человека в угоду сиюминутным экономическим интересам корпоративных групп и отдельных личностей. Не позволила бы паразитировать, извлекая из окружающей среды и эксплуатации людей максимальную прибыль безрассудно и без жизненной необходимости, ради ничем не оправданных претензий отдельных личностей и групповых интересов. То есть должны появиться такие институты в экономике, которые стояли бы на страже соблюдения баланса жизненно необходимых условий для человека и сохранения и улучшения окружающей среды как единственные объективные условия сохранения человеческой популяции на Земле. Обладая уникальным жизненным и производственным опытом, П.Г. Косых в доступной и эмоциональной форме, опираясь на реальные факты из собственной производственной практики, усилил основную идею книги: мир как минимум биполярен, и для благополучного взаимодействия человека с окружающей средой духовный компонент должен превалировать над материальным. Можно только приветствовать возможность донести до читателя бесценный опыт специалиста технократического направления в осмыслении нравственных и духовных аспектов его бережного, чуткого общения с природой. Предлагаемая книга, бесспорно, будет встречена с интересом специалистами и широкой общественностью России. Ясное и четкое изложение сокровенных мыслей автора демонстрирует его высокие нравственные качества как гражданина нашей великой страны, созвучные многим, кто прочтет эту книгу. Д. Львов - Академик РАН Главная 1. Этический аспект 2. Научный аспект 3. Вода (Байкал – Ангара) 4. Электрическая энергия: благо и опасность 5. Роль нормативных документов в жизни индивидуума 6. Аварии и катастрофы как система методологических ошибок 7. Чернобыль. Могло ли не быть катастрофы? 8. Город как среда обитания 9. Феномен строительства 10. Работа с проектом 11. С думой о потомках 12. Менеджмент, или текущий экономический аспект 13. Конверсия космонавтики для задач экологии и устойчивого развития 14. Куда несет судьба Россию и мир? 15. Почему не идут реформы в России? 16. Природопользование и институциональная экономика |