Этика природопользования
курс лекций для студентов всех специальностей
автор Косых Павел Георгиевич


ВВЕДЕНИЕ



Сапожников «Сотворение мира», 1861 г.
Бытие гл. 1, ст. 14

...не одним хлебом живет человек, но всяким словом,
исходящим из уст Господа, живет человек.
Второзаконие. Гл. 8, ст. 3


Курс «Этика природопользования и институциональная экономика» является межфакультетским и призван содействовать общему пониманию причин экологических бед, с которыми столкнулось человечество, а также пониманию глобальности и целостности картины разворачивающегося на Земле общего социального эколого-экономического кризиса, помочь учащемуся ориентироваться в текущих эколого-философских представлениях практики жизни.
Понятие «антропогенное воздействие» отражает не только результаты усилий человека по физическому выживанию, но и накапливающийся эффект от всевозможных нарушений им законов общежития в среде обитания, законов, отражающих духовную компоненту мироздания. К сожалению, наука, изначальная задача которой указывать пути развития социума по этим законам, с ней не справляется. Чаще за листьями наука не видит ни деревьев, ни леса. Одна из причин этого – продолжающееся дробление и разобщение процесса познания на отдельные дисциплины.
Целостность представления Бытия – необходимое условие уяснения сути причин возникающих кризисных проблем и их взаимосвязи с другими наблюдаемыми явлениями и процессами. Только на основе понимания места частного в целом можно надеяться на эффективный поиск способов ограничения негативного антропогенного воздействия на биосферу.
Сегодня мы уже не имеем права рассматривать мир только с точки зрения материалистических догматов, построенных на достижениях современной науки. Уровень этих достижений по многим фундаментальным проблемам не позволяет ответить на ключевые вопросы Бытия – Зачем? Как? и Почему именно так, а не иначе?
Такое положение в первую очередь обусловлено аксиоматическими ограничениями науки и логикой ее методологии познания. Так, современная наука не в состоянии дать приемлемую трактовку ключевого вопроса жизнепонимания – как возникло, как образовалось мироздание, данное нам в ощущениях, и какова роль в нем человека?
Однако сейчас очевидно, что помимо материальной составляющей мироздания можно предположить некую духовную компоненту и рассматривать мир не монополярным, а биполярным. Не исключено, что обе части равнозначны, и вполне может быть, что духовная составляющая домини-рует над материальной. Но такие представления как основа решения в современных, государственных задачах жизнеобеспечения отсутствуют. Этому способствует ведомственная разобщенность науки и практики.
В научном лексиконе все время появляются и исчезают некие новые термины. Сегодня это коэволюция, биофилософия, биософия, разнообразные «экологии» и т.д. Эти поиски можно связать с этико-философской доктриной, обусловленной идеей благоговения перед жизнью, выдвинутой А. Швейцером. К сожалению, устремления такого рода не выходят за рамки приложений к отдельным дисциплинам или заканчиваются чисто теоретическими абстракциями, в лучшем случае, тезисом о необходимости союза науки и религии. Начинаются же теории явно и неявно из предположения о Большом Взрыве, с которого все и началось. Реалии свидетельствуют, что быть основой решения текущих задач Бытия такие научные конструкции пока не в состоянии.
Работа «Этика природопользования и институциональная экономика» в сложившейся кризисной обстановке рассматривает этико-философские составляющие современного эколого-ориентированного мировоззрения в контексте: человек–наука–практика.
Сегодня, по мере прояснения общей картины современных проблем, стоящих перед человечеством, на первое место выступают этическо-нравственные, правовые и юридические аспекты Бытия, отражающие больше мировоззренческие, а не социальные и экономические нормативы. Практическое воплощение такого смещения акцентов открывает пути и вселяет надежду на приостановление негативного, антропогенного воздействия на биосферу, что будет способствовать главной цели – достижению сбалансированного развития человечества, гармонизации системы «природа–человек–общество».
В плане становления профессионального мировоззрения студента предлагаемая дисциплина призвана формировать представление о единстве живой и неживой природы. Основой такого мировоззрения является понимание ценности всего живого, невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Этот архитектурный каркас должен стать основой решения многих задач жизнеобеспечения и природопользования. В первую очередь необходимы коррекция прав и обязанностей человека перед природой, перед самим собой, перед ближним, глубокое осознание им ответственности за все живое и неживое, попадающее в сферу его деятельности, осознание исключительности человеческого интеллекта, который обязан разумно овладевать любой ситуацией, и особой ответственности лиц, принимающих управленческие решения в системе природа–человек–общество. Нельзя забывать, что любое управленческое решение всегда несет значительную экологическую, этическую и экономическую нагрузку. Нужно уметь выделять главное в принимаемых решениях, следуя базовому императиву не навреди.
Настоящий курс, его методология, наряду с исторически сложившимся научно-теоретическим подходом, отражает личный, более чем пятидесятилетний опыт автора – строителя крупнейших военных, промышленных и гражданских объектов, человека, прошедшего по всем ступеням должностей от самых начал до самых верхов строительной отрасли. Это опыт, приведший к пониманию того, что строительство – это не только созидание и разрушение, но и философия Бытия. Курс ориентирован также и на личный опыт учащихся как неотъемлемую часть процесса познания.
Обучение предполагается вести на задачах получения этико-экологических оценок параметров состояния системы человек–наука–практика. На основе таких оценок планируется поиск прикладных решений по уменьшению или исключению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Такое решение задач с использованием имеющихся методик ОВОС, в контексте трансграничных переносов – это то поле, на котором видится процесс созревания экологического мировоззрения, адекватного реалиям и устремлениям в будущее в системе природа–человек–общество. Мало согласиться с тем, что сказанное в эпиграфе верно. Но как Слову Бога найти путь к Человеку? А последнему разобраться, какие слова из сегодняшнего многословия идут от заблуждений, какие он может считать своими, а какие от Бога? Проблема запутанная: еще древние мудрецы предостерегали – в печатном слове поселился «дьявол»! Как выбраться из его сетей и не попасть в новые? Но на то и дана человеку свободная воля выбора. Прежде всего человек сам должен, даже обязан определить свое место в Мироздании. А это значит, что душа должна неустанно трудиться. Именно неустанно, именно трудиться, ведь только труд души может сделать человека одухотворенным, а значит, счастливым! В добрый путь! Стучащему да отворится!

… Можно предсказать, что если мы идем к человеческой эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о Человеке – познающий человек заметит, наконец, что Человек как «предмет познания» - это ключ ко всей науке о природе (Тейяр де Шарден. Феномен Человека).

В нашем Земном Мире очевидна реальность: чем меньше Бога в человеке, тем меньше человека в человеке (Преподобный Иустин, 30 годы XX века. Философские пропасти).

П.Г. Косых


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема взаимосвязи в системе человек–общество-природа в настоящее время больше, чем актуальна.
Появление среди большого количества печатной продукции на эту тему книги П.Г. Косых, в которой отражено миропонимание автором этой проблемы, весьма важно.
Позволительно сказать - это явление в области этико-эколого-экономической науки и практики. Прежде всего уже во введении поставлен вопрос о биполярности мироздания, где этические, моральные и духовные ценности рассматриваются как объективная реальность на одном уровне с материальным миром. И делается попытка доказать, что морально-этическая составляющая доминирует или обязана доминировать над материальной составляющей бытия. В работах подобного рода эта, без сомнения, новация найдет свое продолжение как в светской, так и в богословской литературе.
Курс лекций «Этика природопользования и институциональная экономика» пронизан озабоченностью автора влиянием антропогенного, разрушительного воздействия на биосферу, что в конечном счете оборачивается разрушением этико-духовных качеств человека. Чем безжалостней эксплуатирует человек окружающий мир для достижения ничем не ограниченных потребительских интересов, тем интенсивней нарастает разрушение этико-духовных качеств человека, позволяющих жить в мире с окружающей средой, а также находить свое место среди людей.
Особое значение автор придает феномену строительства - как одному из наиболее общих законов мироздания, строительства, как сотворчества с природой и Богом.
П.Г. Косых предполагает, что любые отклонения от сотворчества с природой в области строительства, неважно, малое оно или большое, неотвратимо ведут к расплате в виде всевозможных критических ситуаций - взрывов, обрушений, пожаров и т.п., спровоцированных антропогенным воздействием на среду.
Автор не оставил в стороне и экономические аспекты современности, где рассматриваются этико-экологические последствия нынешней экономической системы мира как тупиковые. Он отдает должное тому, что экономические процессы объективны и любая политизация объяснения экономических ситуаций в той или другой стране или в целом в мире неотвратимо ведет к доминированию групповых интересов и создает напряженную или критическую ситуацию в социуме. Именно поэтому сделана попытка обозначить некоторые пути в преодолении надвигающегося глобального кризиса как суда за содеянное.
Автор видит, что решение как частных, так и глобальных проблем экономики лежит не в плоскости новых научно-технических достижений или в технологических прорывах, а в плоскости моральных, этических и юридических аспектов. Каков моральный облик человека, такова будет и экономическая картина мира.
В лекциях с особой отчетливостью рассмотрены вопросы современной фундаментальной экономической аксиоматики, которая сложилась в Средние века и доминирует в практической деятельности современной экономической реальности как проявление непрерывных критических ситуаций, в лучших случаях таких, как инфляция, дефолт, а в крайних случаях - как ведение открытых военных действий. Остановить сползание к экономико-экологическому кризису, по мнению автора, возможно только при изменении базовых определений аксиом в современной научной терминологии, которая априори стояла бы на защите окружающей среды и не позволила бы разрушать окружающую нас среду и самого человека в угоду сиюминутным экономическим интересам корпоративных групп и отдельных личностей. Не позволила бы паразитировать, извлекая из окружающей среды и эксплуатации людей максимальную прибыль безрассудно и без жизненной необходимости, ради ничем не оправданных претензий отдельных личностей и групповых интересов. То есть должны появиться такие институты в экономике, которые стояли бы на страже соблюдения баланса жизненно необходимых условий для человека и сохранения и улучшения окружающей среды как единственные объективные условия сохранения человеческой популяции на Земле.
Обладая уникальным жизненным и производственным опытом, П.Г. Косых в доступной и эмоциональной форме, опираясь на реальные факты из собственной производственной практики, усилил основную идею книги: мир как минимум биполярен, и для благополучного взаимодействия человека с окружающей средой духовный компонент должен превалировать над материальным. Можно только приветствовать возможность донести до читателя бесценный опыт специалиста технократического направления в осмыслении нравственных и духовных аспектов его бережного, чуткого общения с природой.
Предлагаемая книга, бесспорно, будет встречена с интересом специалистами и широкой общественностью России. Ясное и четкое изложение сокровенных мыслей автора демонстрирует его высокие нравственные качества как гражданина нашей великой страны, созвучные многим, кто прочтет эту книгу.

Д. Львов - Академик РАН



Главная
1. Этический аспект
2. Научный аспект
3. Вода (Байкал – Ангара)
4. Электрическая энергия: благо и опасность
5. Роль нормативных документов в жизни индивидуума
6. Аварии и катастрофы как система методологических ошибок
7. Чернобыль. Могло ли не быть катастрофы?
8. Город как среда обитания
9. Феномен строительства
10. Работа с проектом
11. С думой о потомках
12. Менеджмент, или текущий экономический аспект
13. Конверсия космонавтики для задач экологии и устойчивого развития
14. Куда несет судьба Россию и мир?
15. Почему не идут реформы в России?
16. Природопользование и институциональная экономика

Hosted by uCoz